Я очень ценил и ценю многие мотивы русской религиозной мысли: преодоление судебного понимания христианства, истолкование христианства как религии Богочеловечества, как религии свободы, любви, милосердия и особой человечности, более, чем в
западной мысли выраженное эсхатологическое сознание, чуждость инфернальной идее предопределения, искание всеобщего спасения, искание Царства Божьего и правды Его.
Неточные совпадения
Самые правые русские славянофилы и самые левые русские народники (к ним за редкими исключениями нужно причислить по душевному складу и русских социал-демократов, непохожих на своих
западных товарищей) одинаково восстают против «отвлеченной
мысли» и требуют
мысли нравственной и спасающей, имеющей существенное практическое применение к жизни.
В таком направлении русской
мысли была та правда, что для русского сознания основная тема — тема о Востоке и Западе, о том, является ли
западная культура единственной и универсальной и не может ли быть другого и более высокого типа культуры?
Чему-нибудь послужим и мы. Войти в будущее как элемент не значит еще, что будущее исполнит наши идеалы. Рим не исполнил ни Платонову республику, ни вообще греческий идеал. Средние века не были развитием Рима. Современная
мысль западная войдет, воплотится в историю, будет иметь свое влияние и место так, как тело наше войдет в состав травы, баранов, котлет, людей. Нам не нравится это бессмертие — что же с этим делать?
Я высказывал
мысль (в 22 году), что
западные государства должны формально признать советскую власть, что таким образом прекратится изоляция советской России и она будет внедрена в мировую жизнь, что может смягчить самые дурные стороны большевизма.
Все
западные католики и протестанты уважали
мысль и культуру, им не был свойствен обскурантизм, столь свойственный многим русским православным.
Совершенно то же я встречал в
западных христианских течениях, в
мысли католической и протестантской, которая охвачена была жаждой возврата к истокам прошлого (томизм, бартианство).
Между тем как
западные христиане, особенно в первое время наших встреч, воспринимали мою
мысль как типически православную
мысль, почти что как голос церкви.
У русских гораздо меньше уважения к самой
мысли, чем у людей
западных.
Идея Богочеловечества, выношенная русской
мыслью и мало понятная
западной католической и протестантской
мысли, означает своеобразное понимание христианства.
Русские
мыслили о всех проблемах по существу, как бы стоя перед тайной бытия,
западные же люди, отягченные своим прошлым,
мыслили о всех проблемах слишком в культурных отражениях, т. е. в русской
мысли было больше свежести и непосредственности.
К сожалению, он раскрывал свои положительные
мысли в форме полемики с
западными вероисповеданиями, с католичеством и протестантизмом, к которым часто был несправедлив.
Из
западной социальной
мысли некоторое влияние на него имели Прудон и Генри Джордж.
Религиозная тема. Религиозный характер русской философии. Разница между богословием и религиозной философией. Критика
западного рационализма. Философские идеи Киреевского и Хомякова. Идея соборности. Владимир Соловьев. Эротика. Интуиция всеединства. Бытие и сущее. Идея богочеловечества. Учение о Софии. «Смысл любви». Религиозная философия Достоевского и Л. Толстого. Русская религиозная
мысль в духовных академиях. Архиепископ Иннокентий. Несмелов. Тареев.
Это есть тема прежде всего космологическая, которая интересовала русскую религиозную
мысль более, чем
западную.
Это — отличие русской религиозной
мысли от
западной.
По-моему, римский католицизм даже и не вера, а решительно продолжение
Западной Римской империи, и в нем всё подчинено этой
мысли, начиная с веры.
Затем он был приверженец замкнутой сословности, я же склонялся на сторону самой широкой бессословности, доходя чуть не до suffrage universel, [всеобщего голосования (франц.)]
мысль о котором тогда уже начинала волновать
Западную Европу.
Уже с XIII века
Западная Европа решительно и упорно приступила к поискам новых форм
мысли, к изучению и критике восточного догматизма, а у нас в XVII веке требовалось, чтобы «никто из неученых людей в домах у себя польских, латинских и немецких и люторских, и кальвинских, и прочих еретических книг не имел и не читал.
Бог, как Трансцендентное, бесконечно, абсолютно далек и чужд миру, к Нему нет и не может быть никаких закономерных, методических путей, но именно поэтому Он в снисхождении Своем становится бесконечно близок нам, есть самое близкое, самое интимное, самое внутреннее, самое имманентное в нас, находится ближе к нам, чем мы сами [Эту
мысль с особенной яркостью в мистической литературе из восточных церковных писателей выражает Николай Кавасила (XIV век), из
западных Фома Кемпийский (О подражании Христу).
Князю Радзивилу, или, вернее сказать, его приближенным, ибо у самого «пане коханку» едва ли бы достало на то смысла, пришла затейная
мысль: выпустить из
Западной Европы на Екатерину еще самозваного претендента на русский престол.
Это злое дело «добрых» совершалось главным образом в
западной христианской
мысли, начиная с Бл. Августина, и оно нашло свое увенчание у Фомы Аквината и у Данте.
Идея Богочеловечества как сущности христианства мало раскрывалась
западной христианской
мыслью и является оригинальным порождением русской христианской
мысли.
Основным
западным влиянием, через которое в значительной степени определилась русская
мысль и русская культура XIX века, было влияние Шеллинга и Гегеля, которые стали почти русскими мыслителями.
Индусская
мысль стоит по ту сторону
западных категорий бытия и небытия, и в этом было ее своеобразное величие.
Нелепая
мысль о возможности
западни мелькнула в егой голове.
Русская религиозная
мысль много сделала для выявления конечных религиозных основ социализма, для выяснения его двоящейся природы, сделала больше, чем
мысль западная.